Как проводить retail-аудит (аудит розничной торговли)

Ритейл-аудитом или аудитом розничной торговли называется регулярное исследование, мониторинг, проводимые с целью сбора данных о ценах, ассортименте, производителях, марках, наличии акций и т.п. по исследуемой категории продукта в розничных торговых точках.

Перечислим все этапы проведения классического аудита, проводимого собственными силами компании.

Подготовительный этап

Первый этап — подготовительный, который включает в себя:

1. Формирование выборки

Основные правила формирования выборки: в выборку должны быть включены торговые точки, находящиеся в разных районах города и отличающиеся друг от друга по типу (киоск, супермаркет, традиционный магазин).

Кроме того выборка должны быть непропорциональная — доля магазинов с открытым доступом должна быть завышена, а за счет нее снижена доля других типов торговых точек.

2. Подготовка и утверждение документов у руководства

План аудита составляется с учетом количества продуктовых направлений по которым проводится аудит, а также объема выборки торговых точек.

Все процедуры до инструктажа аудиторов включаются в процесс подготовки, который для аудита примерно ста торговых точек может занимать от 7 до 20 дней. Поэтому план должен быть составлен за месяц-полтора до написания отчета (проведение аудита от первого этапа до последнего занимает около месяца).

Смета составляется с указанием количества торговых точек, в которых необходимо побывать аудиторам, суммы оплаты за работу в одной точке и оплаты внесения данных одной точки, транспортных расходов, а также стимулирующей (премиальной) части заработной платы. Исходя из этих данных рассчитывается максимальная сумма расходов на проведение исследования.

Утверждение и доработка документов по времени должны занимать не более 7 календарных дней. На данном этапе ведется подготовка договора с аудиторами, инструкций, маршрутных листов, регистрационных листов (в которых аудитор заполняет тип торговой точки, ее название, точный адрес, независимо от того, сфотографирован ассортимент продукции или переписан), удостоверений аудиторов, квотных заданий и карточек с типами упаковок продукта и типами торговых точек.

3. Подготовку формы внесения данных

4. Поиск аудиторов

Поиск аудиторов ведется по нескольким направлениям: звонки по личным анкетам из базы интервьюеров, оповещение центров занятости (городского, студенческих, молодежных организаций и обзвон по их резюме, можно даже расклеивать объявления.

В ходе переговоров с потенциальными аудиторами оговариваются условия работы, оплата труда, место и время инструктажа. Особое внимание обращается на наличие у аудитора фотоаппарата или телефона с хорошей камерой, которые необходимы для выполнения работ.

Второй этап заключается в приглашении на инструктаж аудиторов и его проведение. Перед проведением инструктажа аудитор заполняет анкету, указывая о себе все данные.

Содержание инструкций готовится заранее и преподносится аудитору в сжатом виде. Внимание акцентируется на сроках выполнения работ, поэтапном выполнении задания, правильном заполнении бланков регистрации.

Также важно обратить внимание аудитора на то, что необходимо обойти всю торговую площадь – выкладка не всегда бывает логичной и отдельные позиции товарной группы могут располагаться отдельно от основного ассортимента.

Кроме того, крайне необходимо передать работникам в устной или письменной форме стандарт фотографирования, который осуществляется следующим образом:

  1. Сделать фотографии входа и вывески торговой точки.
  2. Войдя в торговую точку, внимательно обойти всю торговую площадь и сфотографировать общий вид мест выкладки товара (холодильное оборудование, стеллажи, витрины, полки), а затем, подойдя ближе, запечатлеть ассортимент исследуемой группы товара на каждой полке в данных местах выкладки.
  3. Фотографии должны быть четкими, хорошего качества, чтобы было отчетливо видно название продукта, вкус, объем или вес, цену.
  4. В случае наличия фирменного торгового оборудования и рекламных материалов – сфотографировать и их.

Проведение исследования

Третий – собственно проведение исследования, в процессе которого осуществляется координирование аудиторов, замена при необходимости торговых точек и/или аудиторов и контроль качества полученных от работников данных.

Для выполнения задания работникам необходимы удостоверения ритейл-аудитора, инструкция в письменном виде и маршрутный лист, в котором указан список торговых точек, которые необходимо посетить. В маршрутном листе аудитор отмечает замены точек и причины, по которым съемка невозможна в данной торговой точке, а также другие моменты продвижения по маршруту. В ходе мониторинга проводится обязательный контроль ритейл-аудитора, в случае его отказа от работы, он заменяется другим работником и возвращаются все выданные материалы.

После получения фотографий со всех маршрутов ответственный за проведение мониторинга посещает около 10% торговых точек разных типов каждого работника и сравнивает фотографии с настоящей выкладкой товара. При обнаружении фальсификации на аудитора накладывается штраф.

Анализ

Четвертый этап подразумевает внесение данных, проверку введенных данных и расчет статистических показателей. И переход к пятому этапу (заключительному) основывается на приведение рассчитанных показателей в табличный вид, написание текстовой части отчета, согласование времени презентации, приглашение заинтересованных лиц.

Как лучше проводить retail-аудит?

Как видите, для проведения розничного аудита необходимо задействовать достаточно большое количество ресурсов, как в виде сотрудников, так и в виде времени. Естественно, все это сказывается на стоимости ритейл-аудита, проводимого собственными силами.

Оптимальным вариантом будет отдать подобную задачу на аутсорс в специализированную компанию. Прайсер – проект компании “Биорг” – может оказывать вам подобные услуги полностью под ключ, начиная от простого мониторинга цен, заканчивая подробным анализом ассортимента, как вашей компании, так и конкурентов.

Изучите подробную информацию об этой нашей услуге на этой странице: Мониторинг цен.

Вся информация по трудоустройству на странице "Вакансии"


    Максимальный размер: 10 Мб. Если больше, загрузите на облачный диск и вставьте ссылку в разделе доп. информация

      На указанный вами email мы автоматически пришлем презентацию.

        На указанный вами email мы автоматически пришлем презентацию.

        Нам доверяют
        X5 Retail Group N.V.
        Спортмастер
        О’КЕЙ
        Карусель
        ОАО “Детский Мир-Центр”
        Центральный банк РФ
        SPAR
        Магнит
        Лента
        Billa