Как проводить retail-аудит (аудит розничной торговли)

Ритейл-аудитом или аудитом розничной торговли называется регулярное исследование, мониторинг, проводимые с целью сбора данных о ценах, ассортименте, производителях, марках, наличии акций и т.п. по исследуемой категории продукта в розничных торговых точках.

Перечислим все этапы проведения классического аудита, проводимого собственными силами компании.

Подготовительный этап

Первый этап — подготовительный, который включает в себя:

1. Формирование выборки

Основные правила формирования выборки: в выборку должны быть включены торговые точки, находящиеся в разных районах города и отличающиеся друг от друга по типу (киоск, супермаркет, традиционный магазин).

Кроме того выборка должны быть непропорциональная — доля магазинов с открытым доступом должна быть завышена, а за счет нее снижена доля других типов торговых точек.

2. Подготовка и утверждение документов у руководства

План аудита составляется с учетом количества продуктовых направлений по которым проводится аудит, а также объема выборки торговых точек.

Все процедуры до инструктажа аудиторов включаются в процесс подготовки, который для аудита примерно ста торговых точек может занимать от 7 до 20 дней. Поэтому план должен быть составлен за месяц-полтора до написания отчета (проведение аудита от первого этапа до последнего занимает около месяца).

Смета составляется с указанием количества торговых точек, в которых необходимо побывать аудиторам, суммы оплаты за работу в одной точке и оплаты внесения данных одной точки, транспортных расходов, а также стимулирующей (премиальной) части заработной платы. Исходя из этих данных рассчитывается максимальная сумма расходов на проведение исследования.

Утверждение и доработка документов по времени должны занимать не более 7 календарных дней. На данном этапе ведется подготовка договора с аудиторами, инструкций, маршрутных листов, регистрационных листов (в которых аудитор заполняет тип торговой точки, ее название, точный адрес, независимо от того, сфотографирован ассортимент продукции или переписан), удостоверений аудиторов, квотных заданий и карточек с типами упаковок продукта и типами торговых точек.

3. Подготовку формы внесения данных

4. Поиск аудиторов

Поиск аудиторов ведется по нескольким направлениям: звонки по личным анкетам из базы интервьюеров, оповещение центров занятости (городского, студенческих, молодежных организаций и обзвон по их резюме, можно даже расклеивать объявления.

В ходе переговоров с потенциальными аудиторами оговариваются условия работы, оплата труда, место и время инструктажа. Особое внимание обращается на наличие у аудитора фотоаппарата или телефона с хорошей камерой, которые необходимы для выполнения работ.

Второй этап заключается в приглашении на инструктаж аудиторов и его проведение. Перед проведением инструктажа аудитор заполняет анкету, указывая о себе все данные.

Содержание инструкций готовится заранее и преподносится аудитору в сжатом виде. Внимание акцентируется на сроках выполнения работ, поэтапном выполнении задания, правильном заполнении бланков регистрации.

Также важно обратить внимание аудитора на то, что необходимо обойти всю торговую площадь – выкладка не всегда бывает логичной и отдельные позиции товарной группы могут располагаться отдельно от основного ассортимента.

Кроме того, крайне необходимо передать работникам в устной или письменной форме стандарт фотографирования, который осуществляется следующим образом:

  1. Сделать фотографии входа и вывески торговой точки.
  2. Войдя в торговую точку, внимательно обойти всю торговую площадь и сфотографировать общий вид мест выкладки товара (холодильное оборудование, стеллажи, витрины, полки), а затем, подойдя ближе, запечатлеть ассортимент исследуемой группы товара на каждой полке в данных местах выкладки.
  3. Фотографии должны быть четкими, хорошего качества, чтобы было отчетливо видно название продукта, вкус, объем или вес, цену.
  4. В случае наличия фирменного торгового оборудования и рекламных материалов – сфотографировать и их.

Проведение исследования

Третий – собственно проведение исследования, в процессе которого осуществляется координирование аудиторов, замена при необходимости торговых точек и/или аудиторов и контроль качества полученных от работников данных.

Для выполнения задания работникам необходимы удостоверения ритейл-аудитора, инструкция в письменном виде и маршрутный лист, в котором указан список торговых точек, которые необходимо посетить. В маршрутном листе аудитор отмечает замены точек и причины, по которым съемка невозможна в данной торговой точке, а также другие моменты продвижения по маршруту. В ходе мониторинга проводится обязательный контроль ритейл-аудитора, в случае его отказа от работы, он заменяется другим работником и возвращаются все выданные материалы.

После получения фотографий со всех маршрутов ответственный за проведение мониторинга посещает около 10% торговых точек разных типов каждого работника и сравнивает фотографии с настоящей выкладкой товара. При обнаружении фальсификации на аудитора накладывается штраф.

Анализ

Четвертый этап подразумевает внесение данных, проверку введенных данных и расчет статистических показателей. И переход к пятому этапу (заключительному) основывается на приведение рассчитанных показателей в табличный вид, написание текстовой части отчета, согласование времени презентации, приглашение заинтересованных лиц.

Как лучше проводить retail-аудит?

Как видите, для проведения розничного аудита необходимо задействовать достаточно большое количество ресурсов, как в виде сотрудников, так и в виде времени. Естественно, все это сказывается на стоимости ритейл-аудита, проводимого собственными силами.

Оптимальным вариантом будет отдать подобную задачу на аутсорс в специализированную компанию. Прайсер – проект компании «Биорг» – может оказывать вам подобные услуги полностью под ключ, начиная от простого мониторинга цен, заканчивая подробным анализом ассортимента, как вашей компании, так и конкурентов.

Изучите подробную информацию об этой нашей услуге на этой странице: Мониторинг цен.

Работаем только с юридическими лицами

Работаем только с юридическими лицами.

    На указанный вами email мы автоматически пришлем презентацию.

    Работаем только с юридическими лицами.

    Вся информация по трудоустройству на странице "Вакансии"

    Ошибка: Контактная форма не найдена.

    Ошибка: Контактная форма не найдена.