В предыдущей статье мы рассказали, что такое налоговый мониторинг, и поделились тактикой первых шагов для перехода к нему. Сегодня поговорим подробнее — с чего начать, какие нюансы учесть.
Прежде всего, нужно разобраться с системой документооборота. Для этого нужно разложить на составляющие бизнес-процессы, проследить, какой маршрут проходят документы, кто их согласует, обозначить лиц, ответственных за отдельные операции, например, заключение сделок.
Исключите из документооборота лишние, дублирующие процессы. После этого:
1. Выбирайте и внедряйте систему ЭДО.
2. Организуйте контроль за движением документов, их вводом в систему.
3. Переведите в электронный вид архив документов: кадровых, бухгалтерских, служебных.
4. Заключите с контрагентами соглашения об электронном обмене документами.
При переходе на налоговый мониторинг необходимо будет выбрать способ взаимодействия с ФНС:
Заранее согласуйте с участниками рабочей группы по переходу на налоговый мониторинг графики отпусков. Нужно понять, кто кого заменяет в случае временного отсутствия, чтобы работа на это время не останавливалась.
Если в проекте несколько подрядчиков, необходимо серьёзно контролировать сроки исполнения. Доработки одного подрядчика не должны влиять на работу другого и тормозить общий процесс.
Обязательно делитесь информацией со всеми подразделениями компании. Рассказывайте о новом методе взаимодействия и контроля со стороны налоговых органов. Бизнес-подразделения должны понимать, как их коснется налоговый мониторинг.
Cамое сложное в налоговом мониторинге — это работа системы внутреннего контроля. Она должна соответствовать требованиям приказа ФНС России от 25.05.2021 года № ЕД-7-23/518.
Как определить, что у вас контроль организован правильно?
Если внутренняя подготовка проведена, можно начинать совместную работу с ФНС.
Ешё до того, как подадите заявление на участие в налоговом мониторинге, согласуйте с ФНС подготовку. В письме № СД-4-23/7614@ от 01.06.2021 ФНС определяет формы документов, которые необходимо составить совместными усилиями налоговиков и налогоплательщика.
В частности, это план-график и дорожная карта по подготовке к переходу на налоговый мониторинг. Хотя выглядят они достаточно просто, придется приложить немалые усилия, чтобы разобраться, что именно нужно указать в документах. Именно поэтому работа над ними ведется совместно с налоговой инспекцией, в которой организация состоит на учете.
После того, как предварительный этап завершен, нужно разработать и представить в ФНС документы-приложения к заявлению на мониторинг. Они составляются уже процессе подготовки плана и карты, также отчасти с помощью налоговой.
Заявление на участие в налоговом мониторинге подается не позднее 1 сентября года, предшествующего году начала мониторинга.
Форма заявления, как и другие документы утверждены приказом ФНС от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@.
Прилагаемые документы:
1. Регламент информационного взаимодействия с 19-тью (!) приложениями. Здесь будет много технической информации, регламентов доступа, прописывается каким образом АИС «Налог-3» будет подключаться к вашим внутренним системам, в каком формате планируется передача данных и многое другое. Нужно будет раскрыть информацию о регистрах — для налогового и бухгалтерского учета, указать ответственных лиц и т. д. Объем сведений значительный.
К составлению регламента стоит привлечь не только финансовых, но и технических специалистов, системных администраторов.
2. Информация об организациях и физлицах, которые могут оказывать влияние на деятельность организации (бенефициары), доля их прямого или косвенного участия — более 25%.
3. Учетная политика для целей налогообложения. Причем она предоставляется по определенной форме, а не в свободном виде. Форма учетной политики — Приложение № 12 к Приказу № ЕД-7-23/476@.
4. Документы, регламентирующие систему внутреннего контроля. Их достаточно много, мы уже говорили, что это краеугольный камень системы налогового мониторинга. Здесь также необходимо раскрыть информацию о подразделениях (отделах) организации, которые занимаются бухгалтерским учетом, сдачей отчетности, аудитом, управлением рисками и т. д.
Когда все этапы пройдены, в ФНС можно подать заявление со всеми приложениями. Сделать это можно как лично, так и через операторов ЭДО в электронном виде.
Если налоговая обнаружит, что данных, указанных в документах недостаточно, то запросит уточнения. Запрос может прийти в течение одного месяца после получения заявления. На предоставление дополнительных сведений дают 10 дней.
Далее вам сообщат о проведении налогового мониторинга, либо откажут в нём. Решение вы получите до 1 ноября года, в котором было подано заявление.
Начинать готовиться к участию в системе налогового контроля при взаимодействии с ФНС лучше всего начинать за год, как минимум.
Приводить систему документации в порядок можно постепенно, начиная с малого — попробуйте сначала внедрить автоматизацию в работе с первичкой.
Рано или поздно все компании попадут под мониторинг. Возможно, в разном виде. Даже для самозанятых существует своеобразный налоговый мониторинг, только в очень упрощенной форме: тебе приходят деньги, ФНС получает об этом данные и считает налог. Суть мониторинга — контролировать, что расчеты и уплата налогов происходят своевременно.
Когда крупные компании пройдут трудный путь первопроходцев, остальным будет проще. Пока что каждая организация, участвующая в проекте, создает свою витрину данных, со своими фильтрами. Налоговикам приходится в каждой разбираться индивидуально. По этой причине ФНС создает единые требования к обмену данными, которыми в скором будущем будут пользоваться все налогоплательщики.
Разработчики бухгалтерских программ, скорее всего, станут включать в них функционал, позволяющий взаимодействовать с информационной системой налоговых органов. Компаниям, которые будут подключаться к мониторингу после 2024 года будет проще.
Получить консультацию по автоматизации работы с бухгалтерскими и кадровыми документами
Работаем только с юридическими лицами
Работаем только с юридическими лицами.
Работаем только с юридическими лицами.