ФНС стремится перевести общение с бизнесом в новую, цифровую, плоскость. Для этого придётся оформить цифровую витрину данных, удаленный доступ к которой получит налоговая. Взамен на такой контроль ведомство значительно снизит число выездных проверок.
Налоговый мониторинг — особая форма контроля ФНС за деятельностью налогоплательщика, когда налоговая инспекция получает доступ к внутренним информационным, учетным системам компании и необходимым для проверки данным. Например, становятся доступными сведения о первичных документах, заключенных сделках, доходах и расходах, основных средствах, инвентаризации и т.д.
Чем НМ отличается от привычного контроля:
Исключения, когда ВНП будет проведена, даже во время мониторинга:
Перейти на налоговый мониторинг может компания, отвечающая следующим критериям (объявлены 1 июля 2021 года):
Сумма налогов к уплате за год, предшествующий году подачи заявления, должна быть более 100 млн рублей. В эту сумму нужно включить НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, НДПИ, страховые взносы.
Сумма доходов за тот же период должна быть не менее 1 млрд рублей;
Стоимость активов — не менее 1 млрд рублей.
Главное — понять, какой пакет документов необходим для входа в налоговый мониторинг.
ФНС акцентирует внимание на качестве налогового учета, расчете и своевременной уплате налогов. Ведомству нужно увидеть результат выполнения контрольных процедур.
Согласно плану, к 2024 году системы компаний, использующих мониторинг, полностью будут интегрированы с АИС «Налог-3».
Переход может занять около года. Для этого необходимо разобраться:
В рамках налогового мониторинга с бумажным документооборотом делать нечего. Должен быть ЭДО, должен быть электронный архив. Все эти данные будут доступны для ФНС, это тоже надо учитывать.
Совет: Начните готовится к мониторингу заранее: оцифруйте архив бумажных документов, создайте электронный архив с удобной навигацией и поиском. Нейросети Beorg всю сложную работу возьмут на себя.
Налоговая будет направлять запрос в учетную систему налогоплательщика, и система должна реагировать на запросы максимально быстро.
В электронной системе можно будет увидеть, кто и когда посмотрел документ, а если какой-то контроль не сработал — с чем это связано: с человеческим фактором, технической или методологической ошибкой.
Если вы работаете с бумажными документами, то потратите огромное количество времени на подтверждение бизнес-процессов. Кроме того, подтверждать историю движения документов и контроля тоже придется в «бумаге».
С ЭДО можно унифицировать формы документов. Например, УПД, поступающие от контрагентов, с точки зрения формата будут одинаковыми. В бумаге же вам могут присылать разные документы — акты, накладные собственной формы, ТОРГ-12 и т.д.
Перенести в вашу систему учета (1С или другую) любые документы поможет платформа Beorg Smart Vision. Распознавать можно не только бухгалтерские, но и кадровые документы, а также различные рукописные заявления и анкеты, удостоверения личности и другие.
До перехода на налоговый мониторинг большая часть документов может поступать в бумажном виде, а pdf-версии с привязкой к нужным счетам, договорам компания размещает в своей инфосистеме самостоятельно и т.д.
Переходить на ЭДО с контрагентами надо постепенно. Это может занять около года. После можно направить всем контрагентам сообщение, что компания готова перейти на ЭДО, пртому что для этого созданы комфортные условия.
Переход не сразу затронет все документы. Например, подписание договоров имеет большое количество нюансов, поэтому бумажная первичка частично сохранится. Но ведь ее тоже нужно как-то показать в системе — как быть? Такие документы следует сканировать и привязывать к операциям в учете. Должен быть регламент по документообороту, соответствующий требованиям Налогового кодекса РФ и специализированным нормам законодательства.
Все документы должны быть проведены в учете своевременно и отражать реальное финансовое состояние компании. При этом существуют внутренние сроки закрытия отчетных периодов. Любое несоответствие этим правилам может привести к спорам с налоговыми органами.
Масштаб мониторинга, вполне вероятно, будет расширяться и охватит больше компаний, тогда будет возможна перекрестная проверка — организация показала расход, а вот ее контрагент показал ли доход? Пока подобная автоматизированная система несколько лет работает в отношении НДС. Проверяют счет-фактуры, книги покупок и продаж. Если кто-то показывает расход с НДС, система ФНС тут же проверяет, есть ли у контрагента доход на ту же сумму, заплатил ли он налог.
Что касается НДС, участники мониторинга могут получить возмещение налога, а также акцизов, в особом, упрощенном порядке (Приказ ФНС России от 11 мая 2021 № ЕД-7-23/478@).
Чаще всего это базовые документы — акты, накладные, счета-фактуры. Далее — договоры, расшифровки к актам — отчеты консультационные, маркетинговые, статистические. Основные средства — формы ОС-1, ОС-2 и т.д. Строительные формы КС-2, КС-3, документы на перемещение между складами и офисами, например, форма М-15.
С налоговым мониторингом проверка не становится проще — она также требует полного документального обоснования операций. Зато появляется возможность советоваться с ФНС.
Ключевое значение в налоговом мониторинге имеет внутренний контроль. Если компания выявила риски, она сообщает об этом ФНС (см. Приложения № 1 и № 3 к приказу ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@). Речь не только об отдельных операциях, но и об отраслевых особенностях.
Например, компания Газпром поставляет газ за рубеж, для нефтегазовой отрасли риски во многом связаны с валютным регулированием, политической обстановкой, санкциями и т.п., они влияют как на стоимость услуг, так и на исполнение обязательств, в т.ч. перед бюджетом. Это и есть — отраслевые риски.
Налоговая проводит оценку, составляет карту рисков и на их основе появляется план налогового мониторинга и перечень контрольных мероприятий.
У ФНС есть право запросить у компании документы или пояснения по ее деятельности. Здесь все так же, как и при обычном взаимодействии с налогоплательщиками.
Кроме того, Налоговый кодекс позволяет участвовать в мероприятиях контроля приглашенным экспертам (статьи 95 и 96 НК РФ), а также дает право осматривать помещения и имущество, принадлежащее организации или арендованное ею.
Если ФНС находит нарушения, то составляет мотивированное мнение.
Мотивированное мнение налогового органа бывает двух типов, в зависимости от того, кто выступает инициатором:
1. Ответ на запрос от организации. Если компания сомневается в применении каких-то норм законодательства о налогах, в возможности включить расходы в налогооблагаемую базу или других вопросах — она спрашивает ФНС.
В запросе нужно указать информацию о сделке, которой касается запрос (цель, условия, сроки и др.), сведения о контрагентах и собственное мнение компании, как следует поступить.
Налоговики дают ответ в течение 1 месяца.
2. Направляется по инициативе налоговой. Это в случае, если ФНС обнаружила нарушения или факты, которые могут о них свидетельствовать.
Направляется в течение 5 дней со дня составления.
Если компания с мнением налоговой полностью согласна, нужно направить согласие в течение месяца со дня получения и документально подтвердить, что все было сделано так, как считает ФНС.
Если вы с ФНС не согласны, в течение месяца необходимо провести процедуру согласования. В результате налоговики либо меняют мнение, либо нет.
Далее все зависит от компании. Если она решила прислушаться к ФНС и согласилась с ее мнением, нужно снова отправить согласие и подтверждение. Если же налогоплательщик решил мотивированное мнение проигнорировать, ему грозит выездная проверка.
Если вы подходите под действующие критерии — кто знает, может в следующем году пороги для вхождения еще снизятся? — начните подготовку к налоговому мониторингу уже сейчас, переводите документы в цифровой вид.
О том, как подготовиться, читайте в следующей статье. Подпишитесь на наш блог, чтобы не пропустить другие полезные материалы.
Работаем только с юридическими лицами
Работаем только с юридическими лицами.
Работаем только с юридическими лицами.
Ошибка: Контактная форма не найдена.
Ошибка: Контактная форма не найдена.