Регламент и реальный производственный процесс часто различаются. Задача руководителя – выявить противоречия, чтобы повысить эффективность бизнеса. Японская методика “гэмба” помогает быстро разобраться, что менять в производстве или чего хочет клиент. Что такое гемба и как её правильно провести, рассказывает генеральный директор «Биорг» Руслан Алигаджиев, ИТ-кластер «Сколково».
Японское «гэмба» значит “непосредственное место событий”. Руководитель лично посещает место производства и наблюдает реальную картину мира.
Исследуют не только производственный процесс, но и сопутствующие условия. Можно проверить и систему мотивации. Например, для отдела обеспечения ввели KPI на экономию. Специалисты закупают дешевые детали, которые быстро ломаются.
О гэмбе узнали после публикаций Масааки Имаи, японского гуру бизнес-консалтинга, основателя концепции непрерывного совершенствования.
С помощью гэмбы исследуют компании, где сотрудники выполняют типовые действия на своих рабочих местах.
Методика хорошо подходит и для предпроектного обследования при внедрении ИТ-решений.
Гэмба – возможность понять, как устроен бизнес-процесс на каждом этапе. Иногда понять получается даже лучше, чем сам клиент.
Со стороны исполнителя в проектную команду должны войти представители всех задействованных отделов. Не только менеджеры конкретного проекта, но и разработчики ПО, оборудования и т.д.
Со стороны заказчика могут участвовать не только сотрудники отдела, где планируется провести улучшения/внедрить ПО, но и сотрудники смежных отделов. Это помогает увидеть более общую картину, а самих сотрудников может мотивировать улучшать процессы в своих отделах.
В исследование не надо идти с завышенными ожиданиями или в “розовых очках”.
На этом этапе нужно получить оценку и от руководства компании, и от ответственных лиц, которые владеют процессами
Например, есть информация, что в компании происходит утечка топлива.
Прежде всего, нужно понять, насколько это критично, масштаб убытков. Далее следует узнать, где и у кого топливо покупают, кто определяет цену, определить — закупщики топлива и функциональные подразделения, которые его используют — это одни и те же ответственные лица или нет. Исправна ли техника? Есть ли какие-то датчики отслеживания при заправке автомобиля? Кто их контролирует? Есть ли данные за какой-то исторический период? Нужно поговорить с теми, кто управляет транспортом. Документация и реальность могут сильно различаться.
Сопоставляя факты из различных источников, аналитики выявят реальное положение вещей.
Если компания внедряет автоматическое распознавание документов, нужно в деталях разобрать, что происходит с документами. Какой именно вид документа надо обрабатывать, что в них требуется распознавать. В каком виде поступают документы, как их обрабатывают, как проверяют информацию, по каким параметрам, как потом данные поступают в систему, кто их получает и что с ними потом делает. Надо ли распознавать документ в принципе или его достаточно просто маршрутизировать.
Самое важное: клиент должен быть на самом деле заинтересован в улучшениях. Помните вопрос “что будет, если оставить все как есть?” Если ничего страшного не будет, то всё остальное исследование — напрасная трата времени.
Нужно:
Через некоторое время можно провести гембу повторно – на том же самом или на параллельном бизнес процесса.
Гэмба помогает усилить контроль за процессами, более качественно собирать и интерпретировать данные, выстроить систему сдержек и противовесов в коллективе и разделить функции отделов: ответственные за процесс не равны тем, кто его контролирует.
Если после гембы все приходят к выводу, что проблемы в общем-то и нет, то… проблема есть. Надо вернуться на нулевой шаг и понять, что не так с вводными данными, почему у руководства другая информация. Скорее всего, будут выявлены другие белые пятна, возможно, ещё более неожиданные. Трудно найти совершенный бизнес.
Это краткое изложение материала, опубликованного на RB.ru
Работаем только с юридическими лицами
Работаем только с юридическими лицами.
Работаем только с юридическими лицами.
Ошибка: Контактная форма не найдена.
Ошибка: Контактная форма не найдена.