Как найти неучтенную недвижимость с помощью оцифровки архива

11.01.2022

Как Росреестр автоматически распознает неучтенную недвижимость на базе нейросетей? Как максимально полно использовать потенциал новой системы? Как оцифровка архивов связана с единой государственной политикой в области земельных и имущественных отношений? Отвечает Александр Миронов, директор направления государственных программ компании «Биорг».

1 декабря 2021 года Росреестр сообщил о результатах пилотного тестирования цифровой платформы, которая автоматически распознает неиспользуемую недвижимость с помощью нейросетевых алгоритмов. Сервис «Умный кадастр» автоматически определяет отсутствие информации об объектах в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Пилотный проект провели в Республике Татарстан, Пермском крае, Иркутской области, Краснодарском крае. В ходе эксперимента ведомство ставило перед собой следующие цели:

  • Повысить полноту и качество пространственных данных
  • Вовлечь в хозяйственный оборот неиспользуемые земли и недвижимость
  • Повысить доходную часть консолидированных бюджетов
  • Внедрить современные технологии

По результатам пилотного проекта удалось вернуть в хозяйственный оборот 2,8 Га земельных участков по всей стране. Прирост поступлений в бюджет только по земельному налогу составил 211 миллионов рублей в год. Выявлено в 2,5 раза больше неучтенных объектов по сравнению с предыдущими периодами.

Предварительные итоги проекта подводили на заседании коллегии Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, куда директора направления государственных программ Биорг Александра Миронова пригласили в качестве эксперта в области распознавания и оцифровки данных.

Единая государственная сервисная платформа по недвижимости: как получить точные данные на основе спутниковых изображений

По данным Росреестра, на сегодняшний день в ЕГРН отсутствует около 10% сведений о недвижимости. Почти 46 млн объектов не имеют точных сведений о правообладателях. Работу по выяснению всех этих обстоятельств ведут в ручном режиме, что занимает много времени и ресурсов.

После запуска полноценного цифрового сервиса во всех регионах России — Единого информационного ресурса о земле и недвижимости — в Росреестре рассчитывают внести в ЕГРН сведения примерно о 17 млн объектов, которые таким образом будут возвращены в деловой оборот.

В автоматизированную базу будет поступать информация из систем целого ряда структур. В пилотном проекте участвовали Минсельхоз РФ, Минприроды, Россельхоз, Роснедра, Роскосмос и Роскадастр.

Информацию о недвижимости систематизируют и актуализируют, используя для этого в том числе методику дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) – спутниковые снимки. Актуальные данные станут доступны органам государственной власти в регионах через цифровую витрину данных.

От каждого ведомства информация в системе будет представлена как отдельный слой. В результате наложения слоёв можно будет  выяснить противоречивость данных, найти новые объекты, оперативно внести корректировки.

Так, например, если слой лесных угодий и слой поселений и городов не совпадают, то вывод можно сделать о том, что либо в базе одного из ведомств устарела информация, либо зафиксирован самострой.

Как эффективно масштабировать систему на все регионы?

В ходе пилотной программы было найдено большое количество неучтенных участков и территорий под застройку, аренду, продажу, землепользование и т.д.

По оценкам экспертов, система находила и фиксировала неучтенные объекты примерно в 2 тыс. раз быстрее, чем при ручном режиме ввода информации.

«Работу вели только с теми данными, которые уже есть в базе Росреестра. Неоцифрованные архивные данные не учитывались. Между тем, документы в картотеках могут содержать много интересного. Например, информацию о неучтенных в цифровой базе территориях, которые регион может продавать, сдавать в аренду, получая с этого прибыль. В особой зоне внимания находятся документы о приватизации предприятий, сложные чертежи, в том числе ветхие. Информационная система ведомства может о них ничего не знать, поскольку бумажные документы для цифровой платформы – иная реальность. Таки образом, полноценная цифровая трансформация в сфере земельных и имущественных отношений возможна только после того, как существующие архивы переведут в цифровой вид», — говорит Александр Миронов, директор направления государственных программ компании Биорг.

Как оцифровать ведомственные архивы

Сформировать взаимосвязанные государственные реестры данных – основная текущая задача цифровой трансформации госуправления. Чтобы её решить, необходимо  оцифровать архивы и наладить автоматическую обработку входящих потоков документации. Есть ли для этого подходящие технологии?

Вопрос автоматического машинного распознавания сложных данных, включая чертежи, рукописные формы, ветхие формы, до сих пор полностью не решён. Скан даже очень хорошего качества нейросети распознают с точностью не выше 95-96 процентов. Погрешности нужно корректировать вручную. При том объёме данных, который существует в архивах госведомств, вариант ручного труда на местах – перспектива сомнительная. Кто именно будет этим заниматься?

«Идти снизу, сверять данные и вносить корректировки в ведомственные информационные системы силами муниципалитетов — не очень реально на практике. Необходимы централизованные решения. Один из вариантов – это распознавание документов силами подрядчика, который обеспечит для заказчика полную автоматизацию процесса, не только оцифрует, но и проверит информацию, предоставит услугу выездного сканирования и современное оборудование», — отмечает Александр Миронов.

Российская компания Биорг предоставляет сервис по распознаванию и анализу данных для государственных структур и крупного бизнеса на базе собственной платформы Beorg Smart Vision. Через неё можно оцифровать любые виды документов, даже рукописные — в систему заказчика попадают данные с качеством выше 99 процентов.

Нейросети распознают, люди верифицируют

Чистоту данных компания Биорг гарантирует благодаря фирменному двухэтапному распознаванию. Сначала документы обрабатывают нейросети, а значения, распознанные машинным интеллектом с низким порогом уверенности, распознают операторы верификации данных, удаленно подключенные к платформе.

«Единый информационный ресурс о земле и недвижимости — важная инициатива для государства. Однако корректная работа системы во многом будет зависеть от чистоты данных, которые предоставят ведомства. На базе нашей платформы можно полностью автоматизировать проверку данных на полноту и непротиворечивость — важнейшие требования к цифровой витрине данных. Мы также автоматически корректируем данные, сопоставляя действующие представления со свежей и актуальной информацией – теми же спутниковыми снимками», — говорит Александр Миронов.

Операторы верификации данных, подключенные к платформе Биорг, могут размечать как уже собранные ведомственные датасеты так и создавать их с нуля. Они также смогут размечать границы земельных участков и актуализируя информацию по недвижимости, сверяясь со спутниковыми изображениями.

На платформе Beorg Smart Vision зарегистрированы более 50 тыс. человек, которые живут в разных часовых поясах России и способны обеспечивать непрерывность обработки информации и разметки ведомственных массивов данных.

На размеченной операторами информации обучают нейросетевые алгоритмы – цифровых помощников, которые будут способны проводить проверки входящих потоков документов и формировать вспомогательное мнение в помощь чиновнику, принимающему решение. Это ответ на второй вопрос — как ведомствам работать с входящей документацией.

Какие преимущества для государства даст единая система информации?

Нейросети внутри Единого ресурса будут автоматически определять все данные, имеющиеся по дому или участку с домом – сопоставлять их с данными из баз других ведомств и анализировать, насколько законна та или иная постройка, зарегистрирована ли она. Эта информация может поступать, например, в ФНС, чтобы ведомство доначислило налог за неучтенное имущество, а государство получило дополнительный доход.

Подключив потоковую оцифровку архивов для Единого информационного ресурса, можно значительно расширить возможности ресурса, обогатив его новыми данными.

Кроме того, оцифрованные копии архивных материалов – это гарантия сохранности важной информации, отсутствие зависимости от бумажных носителей. В электронном виде искать документы и работать с ними гораздо проще и удобнее. Как следствие, вырастет скорость межведомственного взаимодействия, а граждане и организации смогут получать госуслуги более оперативно.

Кейс крупного регионального ведомства: как сократить издержки и время оказания госуслуг

Деятельность ведомства связана с подготовкой, оборотом, хранением десятков тысяч документов, ежегодно образуется не менее 5 тысяч новых единиц хранения. Большая часть из них подпадает под категорию «для постоянного хранения».

Общее количество документов в архиве ведомства – 110 тысяч дел. Из них около 1300  — это планы приватизации предприятий. В каждом  деле – от 1 до 4 томов.

Дела по приватизации – очень важная и наиболее востребованная группа документов. От них зависит юридическая судьба огромного массива основных фондов и иного имущества предприятий региона.

Юридические и физические лица, которые оформляют права собственности, выясняют обстоятельства движения имущества или участвуют в судебных процессах, часто обращаются за получением копий или выписок из этих документов. Специалисты ведомства используют их в повседневной работе, в том числе в целях защиты имущественных интересов государства. Нередко обращаются и правоохранительные органы в целях противодействия различным противоправным схемам использования фондов предприятий, захвата имущества.

Поскольку планы приватизации — это документы постоянного хранения, то, в соответствии с Федеральный законом «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004 № 125-ФЗ, по истечении ведомственного срока хранения они подлежат передаче в госархив. Трудность в том, что часть дел по приватизации (в основном после 2001 года) сформировали и сдали в архив в единственном экземпляре. Последствия: перегруженность госархива многочисленным запросами на предоставление заверенных копий, длительный срок ответов заявителям, — всё это не соответствует поставленной задаче сокращения сроков оказания государственных услуг гражданам и организациям.

Оцифровав архив, ведомство сможет:

  • Минимизировать запросы в государственный архив региона
  • Сохранить данные по приватизации предприятий – вне зависимости от судьбы бумажного архива информация будет доступна
  • Удобно и оперативно работать с документами

С 2018 по 2020 год компания Биорг принимала участие в работе по оцифровке архивов органов ЗАГС, информация из которых в электронном виде поступила в Единый государственный реестр ЗАГС – основной источник данных о населении страны.

Технологии компании позволяют быстрее, экономичнее и точнее оцифровать архивы. Выездная команда сканирования Биорг работает на собственном оборудовании, которое соответствует всем требованиям к технологиям оцифровки разных видов документов, в том числе сшитых дел и ветхих форм.

Компания Биорг – резидент «Сколково» (группа ВЭБ.РФ), имеет опыт разработки и внедрения ведомственных систем распознавания и анализа для работы с потоками входящих документов. Развитие подобных технологий — это важнейший тренд государственной цифровизации на ближайшее будущее.

Работаем только с юридическими лицами

Работаем только с юридическими лицами.

    На указанный вами email мы автоматически пришлем презентацию.

    Работаем только с юридическими лицами.

    Вся информация по трудоустройству на странице "Вакансии"

    Ошибка: Контактная форма не найдена.

    Ошибка: Контактная форма не найдена.